Ответный удар консолям: собираем PC, сравнимый с Xbox One X

Xbox One X (бывший Project Scorpio) был официально представлен на конференции Microsoft в рамках Е3. Появление новой приставки, скорее всего, уничтожит классический уклад с «поколениями» консолей: она значительно мощнее и «старых» PS4/Xbox One, и «новой» PS4 Pro, но не ломает совместимость уже вышедшими играми. Больше всего впечатляют, конечно же, аппаратные характеристики и обещание честных 4K и 60 FPS. Неужели «консолехолопы» отвесили пощёчину «пекабоярам»? И как те отреагируют на подобное оскорбление?

Железный Скорпион

Кое-что о железе новинки стало известно ещё весной: Microsoft сливала информацию в час по чайной ложке, пока, наконец, не пригласила специалистов из Digital Foundry и не показала им всё и сразу. Процессор, видеокарта, кэш и контроллер «оперативки» вместе со звуком теперь расположены на одной подложке и упакованы в единый кластер под названием Scorpion Engine. Пусть вас не пугает подобная степень интеграции, внутри — старые добрые технологии, которые мы уже видели в текущем поколении.

Ответный удар консолям

Итак, архитектура CPU не изменилась в угоду обратной совместимости, и бывший Scorpio будет использовать всё те же ядра AMD Jaguar, что и PS4/PS4 Pro и оригинальной Xbox One, но с «оптимизациями». Они заключаются в улучшении внутренней топологии кристалла, и уменьшении задержек при работе с памятью, графикой и звуком. Вкупе с поднятой до 2,3 ГГц частотой результат выше всяких похвал: и обратную совместимость на железном уровне оставили, и все основные проблемы «начинки» решили.

Откровенно слабую подсистему памяти классического One, ставшую объектом критики экспертов и журналистов, проапгрейдили с GDDR3 и быстрого ESRAM-кэша для видеоядра до GDDR5, и увеличили её объём. Общая пропускная способность выше, чем у обычной Xbox One, а технологии когерентного доступа позволят использовать «оперативку» как для нужд GPU, так и в общих целях — апгрейд до 12 ГБ выглядит вполне здравым.

Ответный удар консолям

Самый крутой апдейт достался графической составляющей — спасибо современным технологиям и уровню абстракции, предоставляемому DirectX и ПО девайса. В GPU используется 40 «модифицированных» исполнительных блоков AMD Radeon, работающих на частоте 1100-1200 МГц, а каждая отдельно взятая приставка будет самостоятельно выжимать все соки из железа благодаря системе продвинутой диагностики и авторазгона. Но и это ещё не всё.

Тесное сотрудничество Microsoft и AMD позволило не просто использовать задел последней для апгрейда Xbox One X передовым железом, но и применить куда более изящный подход. Соединение CPU и GPU в один большой чип было сделано не просто так: для общения между «графикой» и «мозгами» был создан специальный командный транслятор, являющийся полностью аппаратной реализацией задач DirectX 12 для видеокарт.

Ответный удар консолям

Изнурительная работа центрального процессора на подготовку сцены и раздачу инструкций на отрисовку требует колоссальных ресурсов и сопряжена с тысячами вызовов различных функций. Благодаря новому чипу-транслятору количество инструкций удалось сократить до 11, а стадий — до 9. Графические задачи будут нагружать процессор вдвое меньше при использовании API DirectX 12. Добавьте сюда увеличившуюся скорость CPU, и процессорозависимые движки некоторых игрушек наконец вздохнут полной грудью.

 

Итак, в сумме мы имеем:

  • Процессор AMD Jaguar с 2 кластерами по 4 ядра и тактовой частотой ~2,3 ГГц;
  • Видеоядро AMD с 40 исполнительными блоками и рабочей частотой ~1,2 ГГц, обеспечивающее «сырую производительность» в районе 6 Тфлопс;
  • Значительный объём аппаратных оптимизаций, направленных на снижение задержек и увеличение скорости взаимодействия между подсистемами консоли;
  • 12 ГБ общей памяти GDDR5 с пропускной способностью ~ 320 Гбит/с;
  • 1 ТБ места на HDD;
  • Новый оптический привод с поддержкой HDR-UHD video и 4K-Blu-Ray дисков.

 

Почём премиум для народа?

Так как всё это было известно ещё до Е3, главным вопросом до презентации было «когда появится в магазинах и сколько за него попросят». Различных мнений встречалось много, большинство аналитиков предполагали цены от 650 до 750 вечнозелёных. Но Microsoft решила субсидировать железо и попытаться отбить разницу на играх, подписках, сервисах и прочих радостях. Этот манёвр позволил компании выставить ценник даже выше уровня конкурента — 500 долларов за потрясающий набор железа.

Ответный удар консолям

Как вы понимаете, за 500 баксов мы едва ли можем собрать соперника PS4 Pro (и всё равно останемся без эксклюзивов платформы). Адептам красивой графики, мышки и клавиатуры был нанесён техничный удар по гордости и кошельку одновременно.

 

Накладные расходы

Текущие приставки похожи на игровые PC как по железу, так и по софту. Семейство Xbox One и вовсе «живёт» на кастомизированной Windows 10 и DirectX 12, так что козырной туз Майкрософт предлагает лучшее от обоих миров — достаточно простую разработку кроссплатформенного кода и комплекс мер для достижения по-настоящему консольной оптимизации.

Ответный удар консолям

Даже обычная Xbox One по сравнению с PC намного эффективнее компилирует шейдеры в исполняемый код, а в устранении просадок по FPS программистам помогает специальный софт PIX (Performance Investigator for Xbox), который позволяет отслеживать скорость, загрузку «железа» и распределение памяти. Что уж говорить про One X, в которую заложили аппаратный DX12! Для сборки «убийцы cкорпионов» неплохо бы иметь 20-30% производительности сверху, чтобы компенсировать читерскую синергию софта под железо грубой силой могучего PC.

 

Предварительный конфиг

Процессор

Восьмиядерный Jaguar только с виду грозный — на практике эта архитектура выдаёт невысокую производительность на один такт, а сами ядра внутри разделены на два кластера, что несколько снижает общую эффективность. В целом это нам только на руку, так как даже со всеми оптимизациями максимальные 2,3 ГГц у One X выглядят откровенно жалко на фоне 3,5-4 в современных компьютерах.

Для обеспечения игровых нужд в нашей статье  «Системный блок по цене PS4 Pro» оказалось достаточно  супербыстрого двухъядерника: спасибо ленивым разработчикам, которые не торопятся завозить оптимизацию под многопоточных монстров современного процессоростроения. Здесь такой фокус уже вряд ли прокатит: если Microsoft заявляют о 50% снижении нагрузки на CPU по части графических задач, то по грубым прикидкам PC будет необходим процессор с тактовой частотой в районе 2,3*1,5 = 3,5 ГГц (с поправкой на более производительные «такты» у новых архитектур Intel и AMD в сравнении с Jaguar’ом).

Ответный удар консолям

К счастью, вышедшие Ryzen’ы вынудили Intel и поставщиков компьютерного железа снизить цены в среднем сегменте: можно взять i5 и не волноваться. Во-вторых, сами «Райзены» никто не отменял. В Full HD предпочтительнее Intel, в высоких разрешениях преимущество будет за AMD. К сожалению, KabyLake — не самая удачная линейка процессоров, да и находится в конце жизненного цикла — спустя год её сменит новый сокет и про апгрейды (главную фишку геймерского PC) можно будет забыть.

 

Материнская плата

Берём i5 или Ryzen 5 в зависимости от ситуации на рынке и доступности комплектующих и двигаем дальше. Дополнительные фичи материнских плат премиум-сегмента нас не интересуют принципиально: SLI или CrossFire мы использовать не будем, разгона на Intel не видать, как своих ушей, а у AMD он будет даже на простеньких материнках с чипсетом А320.

Ответный удар консолям

То есть в данном случае минимально-устраивающий и топовый варианты будут отличаться количественно, а не качественно: больше USB-портов, дополнительных PCI-Express’ов и прочей требухи, которая игровому компьютеру не то что бы не нужна, но не критична. Добавляем в корзину одну из самых простых «Мамок», что есть в продаже под выбранный сокет.

 

Видеокарта

Главная проблема — видео с 6 Тфлопс грубой силы у Xbox One X. Во-первых, сама по себе указанная мощность графической подсистемы — неплохая заявка на победу. Во-вторых, у консоли значительно ниже накладные расходы при вычислениях. В третьих, проклятые майнеры выдоили досуха рынок видеокарт, а ушлые ритейлеры задрали цены на оставшееся железо — некоторые сразу на 20%. И, наконец, в-четвёртых: потенциально неплохие видеокарты AMD Vega хорошо, если доберутся до рынка к осени (90% доступных чипов достались Apple для новых iMac Pro), а новые NVIDIA и вовсе ждать до следующей весны.

Ответный удар консолям

RX 480 и её «бесплатный апгрейд» до RX 580 перешивкой BIOS’а от последней или покупка таковой даст нам скромных 6,1-6,2 Тфлопс. Мощнее у AMD ничего сейчас нет, да и эти карты быстро скупили «охотники за биткоинами». Для работы на ультравысоких настройках в 4K при 60 FPS едва хватает GTX 1080Ti, но разумная настройка графических параметров и снижение некоторых показателей с «максимальных» до просто «высоких» (которые, в большинстве случаев, и используют консоли) заставит покориться высокое разрешение и куда более доступной GTX 1070. Беда в том, что она всё равно стоит немалых денег.

Ответный удар консолям

 

Остальное железо

8 ГБ высокоскоростной оперативки вкупе с 8 ГБ выделенной видеопамяти выручат в играх, и больше преимуществ от частоты получит «красная» платформа. Добавим аналогичный консольному «хард» и для любителей сладкого — вишенку на торте, SSD диск под систему. Получится как-то так:

Ответный удар консолям* Внимание, цены на видеокарты взяты до майнерского бума, актуальные выше на 20%

Цены на всё железо кроме видеокарт взяты средние по Яндекс.Маркету с небольшим запасом «вверх», и могут отличаться на момент публикации (скорее всего, в большую сторону). Искусственно созданный дефицит и неприлично пустой рынок GPU не отражены в статистике — будем надеяться, что к середине лета всё придёт в норму. Что мы имеем в итоге?

Ответный удар консолям

Без SSD и с 8 ГБ оперативной памяти конфиг вплотную приближается к килобаксу, что не радует. С другой стороны, кто обещал, что игры в 4K на высоких настройках достанутся PC-братии дёшево? С дополнительными плюшками надо накинуть ещё ~10 килорублей. Консолям такой апгрейд и не снился, но спасёт ли он — вопрос открытый. Тем более что Xbox One X будет стоить в России порядка 39-40 тысяч.

 

Анализ полученных конфигураций

Базовая сборка на Intel+NVIDIA легко даст прикурить любой текущей приставке и будет оставаться актуальной в ближайшие пару лет. Но здесь есть пара моментов, которые стоит отметить отдельно.

Во-первых, Kaby Lake умирает. Через год Intel заменит процессорный разъём и чипсет, и апгрейды накроются медным тазом. Во-вторых, про разгон можно забыть уже сейчас, так как нехорошие маркетологи вынудили инженеров исключить последние возможности для добычи бесплатной производительности. В-третьих, объективно Ryzen 5 1500X кажется более интересной покупкой и «на бумаге», и в реальных тестах: Intel показывает лучшие результаты только в киберспортивных дисциплинах на минимальных настройках графики. Как только дело доходит до жести, новая архитектура AMD на коне. Так что i5 + GTX 1070 подойдёт фанатикам, которые слепы и глухи к фактам и не верят в продукцию красных конкурентов.

Ответный удар консолям

Вот и получается, что среднестатистический игровой компьютер для 4k сейчас выглядит как-то так и стоит от полутора-двух тысяч вечнозелёных.

Ryzen 5 1500X — это 4 ядра, 8 потоков, более высокая частота, чем у i5-7400, и разблокированный множитель. То есть разгон, халява, бесплатные мегагерцы, вот это всё. К тому же в Full HD на максимальных настройках у систем будет паритет, а вот в 2560×1440 и 4K «Райзен» наваляет конкуренту — с грубой силой не поспоришь.

RX 580 объективно несколько слабее, чем GTX 1070, и мы намеренно взяли не самые дешёвые варианты обеих карточек: у этих сочетание производительности, надёжности и цены весьма неплохо, а авантюристы всегда могут найти вариант со скидкой или системой охлаждения попроще.

Производительность системы можно заочно оценить по результатам наших испытаний MSI Aegis 3 — отличия там есть (больше оперативки и чуть шустрее процессор), но разница не так велика, как кажется. Общий уровень будет плюс-минус тот же. А вот сборку на базе AMD + NVIDIA удалось даже прогнать по бенчмаркам:

Ответный удар консолям

В 4K можно гонять на «высоких» настройках, добавив до «максимума» всякие разрешения текстур и моделей, но оставив спецэффекты на предпоследнем уровне. Как правило, это не сильно сказывается на качестве картинки, и значительно увеличивает средний FPS.

 

Ценовая дискриминация

«Но ведь консоли намного дешевле и доступнее!» — скажете вы. Ну, в какой-то степени вы правы, приставочное железо дешевле. Вот только игры — дороже, особенно кроссплатформа, которая есть в Steam. А уж про кошерные распродажи в лавочке Гейба Ньюэлла и вовсе можно не рассказывать, за год активной жизни консольщик потратит гораздо больше адепта мышки и клавиатуры.

 

Запахло жареным

Если Microsoft и разработчики не врут, и новая Xbox One X действительно ТАК хороша, как нам показали на Е3 — у рынка геймерских PC в кой-то веки наметился приличный конкурент по соотношению цены и производительности. До «Скорпиона» консоли откровенно страдали из-за слабых CPU. Ресурсов процессора не всегда хватало на одновременную загрузку подсистемы видео и остальные игровые потребности. Теперь же — другое дело: аппаратная оптимизация железа, мощнейший GPU на неплохой архитектуре, много быстрой памяти и магия DirectX 12 уже дают прикурить мощным десктопам.

Ответный удар консолям

Кроме того, по Сети ходят весьма убедительные слухи о планируемой поддержке клавиатуры и мыши на One X, если не со старта продаж, то в ближайшем будущем. Что же это получается, владельцы X смогут нормально, с комфортом засиживаться в шутерах, стратегиях и изометрических RPG, наслаждаться топовой графикой в высоком разрешении, да ещё и платить за это меньше? Что дальше, на Xbox завезут магазин приложений с «Винды», офисные программы и Photoshop? Неужели заносчивым пользователям PC наконец устроили взбучку и показали настоящий некстген? Похоже на то.

 

Автор текста: Иван Крылов

Источник: 4pda.ru